ПОЛДЕНЬ

Сиденье, слушанье, гляденье

 

Медитация – это приключение, величайшее приключение, которое может произойти с человеческим разумом. Медитация значит просто быть, ничего не делая – никаких действий, никаких мыслей, никаких эмоций. Вы просто сеть, и это – полнейшее наслаждение. Откуда берется это наслаждение, если вы ничего не делаете? Оно приходит ниоткуда или оно приходит отовсюду. Оно беспричинно, так как бытие сделано из вещества, называемого радостью.

 

Медитация – это внутренне проникновение в то, что все цели фальшивы.

 

Медитация – это понимание того, что все желания не ведут.

 

У медитации нет цели

Медитация входит в бытие только тогда, когда вы рас­смотрели все мотивы и нашли, что их больше нет, когда вы прошли через весь круг мотивов и увидели их фальшь. Вы увидели, что все мотивы ведут в никуда, что вы про­должаете двигаться по кругу, оставаясь прежним.  Мотивы продолжаются и направляют вас, заводят вас, почти до­водят вас до безумия, создают новые желания, но ничего так и не достигнуто. Руки остаются пустыми, как и рань­ше. Когда это стало очевидно, когда вы посмотрели на свою жизнь и увидели, что все ваши мотивы терпят поражение...

Ни один мотив не был успешным, ни один мотив не при­вес никому блаженства. Мотивы—лишь обещания хороше­го; так и бывает. Один мотив терпит поражение, и следующий приходит—и снова вам обещает... и вы снова обмануты. Вновь и вновь обманутые мотивами вы однажды вдруг осознаете—вы вдруг это видите, и само это видение есть начало медитации. В ней нет никакого зародыша, ни­какого мотива. Если вы медитируете для чего-то, тогда вы концентрируетесь, а не медитируете. Тогда вы остаетесь в мире—ваш разум по-прежнему заинтересован дешевкой, тривиальным. Тогда вы — мирские. Даже, если вы меди­тируете для того, чтобы достичь Бога, вы — мирские. Даже, если вы медитируете для того, чтобы достичь нирваны, вы— мирские, так как у медитации нет цели.

 

Сидение

Медитация означает посвятить несколько минут неза­нятости. Вначале это будет трудно — наиболее трудная вещь в мире вначале, в конце наиболее легкая. Она так легка, поэтому она так трудна.

Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не де­лать, он станет суетиться, почувствует мурашки на ноге  или  что-то случилось в теле Он становиться столь беспокойным, потому что всегда был чем-то занят, подобно машине Зажигание включено, мотор работает, а машин никуда не едет, но мотор работает и все более и более разогревается. Вы забыли выключить зажигание Вот что такое медитация: искусство выключения зажигания

 

Дыхание; глубочайшая мантра

Дыхание входит, и пусть в вашем бытии отразится то что дыхание входит Дыхание выходит, и пусть в ваша бытии отразится то, что дыхание выходит Вы почувствуете, как огромное молчание нисходит на вас Если вы можете наблюдать, как дыхание приходит и уходит приходит и уходит Это глубочайшая мантра, которая когда-либо была изобретена

Вы дышите здесь и сейчас Вы не можете дышать завтра вы не можете дышать вчера Вам нужно дышать в это мгновение, но вы можете начать думать о завтра, вы может думать о вчера и тело остается в настоящем, а ум начинает скакать между прошлым и будущим, и существует разрыв между телом и умом Тело в настоящем, а ум никогда  в настоящем, и они никогда не пересекаются Из-за этого разрыва возникает напряженность, беспокойство, боль Человек напряжен, и это напряжение — тревога. Ум нужно вернуть в настоящее, потому что другого времени нет.

 

Сначала вы должны танцевать так, что в танце ваш доспехи отбрасываются Сначала вы должны в радости кричать и петь, чтобы ваша жизнь стала более живой. Сначала вы должны очиститься, чтобы все, что вы подавили, было отброшено, и ваше тело очистилось от токсинов и ядов, и ваша душа также очистилась от подавленных травм и ран Когда это произошло, и вы стал способны смеяться и любить, тогда — ВИПАССАНА

 

Только медитация может вам тотально помочь, так как вы не выносите ее на чье – то рассмотрение, вы ставите ее перед вашей сущностью. Вы можете быть совершенно свободны. Вам не нужно бояться того, что подумают другие.

 

Медитация не является поиском просветления. Просветление приходит безо всяких поисков.

 

Все те медитации, которыми мы здесь занимаемся, являются ничем иным, как попыткой растревожить ваш сон. Только медитация может освободить вас от обусловленности.

 

Ошо рассказывает о Випассане

Сидя в молчании, начинайте наблюдать за своим ды­ханием. Самым легким способом наблюдать является на­блюдение за ноздрями. Когда происходит вдох, чувствуйте, как он касается ноздрей — наблюдайте за ним в этом месте. Касание легче для наблюдения, дыхание бу­дет слишком тонким; вначале наблюдайте только касание. Происходит дыхание, и вы чувствуете, как оно происхо­дит: наблюдайте его. А потом следуйте за ним, идите за ним. Вы обнаружите, где находится точка, в которой оно останавливается. Просто где-то оно останавливается — на краткий миг оно останавливается. Потом оно снова на­правляется наружу, и тогда следуйте за ним, снова ощу­щайте касание, дыхание, выходящее из носа. Следуйте за ним, идите с ним наружу — вы снова ощутите точку, в которой дыхание останавливается на краткий миг. Потом снова начинается цикл.

Вдох, остановка, выдох, остановка, вдох, остановка... Эта остановка— самый таинственный момент внутри вас. Когда дыхание входит и останавливается, и нет никакого движе­ния, это точка, где можно встретить Бога. Или, когда ды­хание выходит и останавливается— нет никакого движения.

Помните, вы его не останавливаете, оно останавлива­ется само собой. Если вы его останавливаете, вы утратите все целиком, так как вступит делатель, и свидетель ис­чезнет; вы с этим ничего не делаете. Вы не меняете шаблон дыхания, вы ни вдыхаете, ни выдыхаете. Это не похоже на пранаяму, где вы начинаете манипулировать с дыха­нием, это — не так. Вы вообще не касаетесь дыхания, во­обще — вы позволяете ему быть естественным, позволяете естественно течь. Когда оно выходит, вы следуете за ним, когда входит — вы следуете за ним, просто следуете. И вскоре вы осознаете, что есть две остановки, в этих двух остановках – дверь. И в этих двух остановках вы поймете, вы увидите, что дыхание само по себе не является жизнью – оно может быть пищей для жизни, как любая другая пища, но не самой жизнью. Так как, когда дыхание останавливается, вы есть, определенно есть, вы  - определенно сознаете, прекрасно сознаете. А дыхание остановилось, дыхания больше нет, а вы – есть.

И, если вы продолжаете это наблюдение за дыханием, которое Будда называет Випассана или анапанасати йога  - если вы продолжаете наблюдать и наблюдать за ним, постепенно вы будете видеть, что остановка увеличивается и становиться больше. В конце концов происходит так, что остановка длится минуты.

Вдох, и остановка … и в течение минут выход не происходит. Все остановилось. Мир остановился, время остановилось, думание остановилось. Так там, где остановилось дыхание, думание невозможно. А когда дыхание останавливается  на минуты, думание совершенно невозможно, так как  мысленный процесс нуждается в постоянном притоке кислорода. И ваш мысленный процесс и дыхание взаимозависимы.

Когда вы рассержен, у вашего дыхания иной ритм, когда вы сексуально возбуждены, у вас другой ритм дыхания снова. Когда вы счастливы  - другой ритм дыхания, когда печальны- другой ритм. Ваше дыхание изменяется с каждым настроением. И обратное также истинно  - когда меняется дыхание, меняется и настроение. И когда останавливается дыхание, останавливается разум.

В остановке разума останавливается весь мир, так как разум- это мир. И в этой остановке вы узнаете впервые, что есть дыхание внутри дыхания, жизнь внутри жизни. Этот опыт освобождает. Этот опыт делает вас бдительными по отношению к Богу, а Бог – это не личность, а опыт жизни самой по себе.

 

Ум так и не был найден. Те, кто искали, всегда находили, что есть «не –ум»

 

Випассана  - медитация внутреннего озарения.

Найдите удобное место, где можно сидеть сорок пять -  шестьдесят минут. Помогает, если вы будете сидеть в одно  и то же время и в одном и том же месте ежедневно, и это место не обязательно должно быть тихим. Поэкспериментируйте, пока не найдете положение, в котором вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете сидеть раз или два в день, но не сидите раньше, чем через час после еды за час до сна. Важно сидеть с прямой спиной и головой. Ваши глаза должны быть закрыты, насколько это возможно. Скамеечка для медитаций или стул или подложенные по душки помогут. Тут нет специальной дыхательной техники; обычное, естественное дыхание — как раз то, что нужно. Випассана основана на осознавании дыхания, так что нужно наблюдать за каждым вдохом и выдохом так где ощущение чувствуется вами наиболее ясно — в нос или в области желудка или солнечного сплетения.

Випассана—это не концентрация, и она не является объектом наблюдения за дыханием в течение всего часа. Когда возникают мысли, чувства или ощущения, или вы ощутит звуки, запахи или дуновение снаружи, просто позвольте вниманию обратиться на них. Все, что приходит, может рассматриваться, как облака, проплывающие в небе—вы к ним не привязываетесь и не отвергаете. Когда появляется выбор за чем наблюдать, возвращайтесь к осознанию дыхания.

Помните, ничего особенного не должно происходит! Здесь нет ни успеха, ни поражения — так же, как и достижений. Здесь нечего выражать или анализировать, » мысли могут приходить о чем угодно. Вопросы и проблем можно видеть просто как тайны, которыми наслаждаются.

Випассана выполняется ежедневно в ежемесячных медитационных лагерях в Ашраме.

Ошо рассказывает о подъеме энергии, который часто  чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану.

В Випассане иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тихи и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите, ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, и озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки, где оно переливается через край — и тогда вы становитесь  чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже  сексуальность — как будто все чувства стали свежими, по­молодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, и вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается.

Вот почему люди — особенно буддийские монахи, ко­торые делали Випассану годами — много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день — и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят мно­го, но они полны энергии. И они не отшельники — они тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Они колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они ра­ботают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается.

А поза сидения — очень хорошо способствует сохране­нию энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, та­кова, что все конечности тела встречаются — нога на ноге, рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энер­гия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган — заострен, так как он должен терять массу энергии. Он поч­ти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слиш­ком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать, вы высвобождаете ее сексуально.

В половом акте женщина никогда не высвобождает ни какой энергии. Вот женщина и может заниматься любовью со многими за одну ночь, а мужчина не может. Женщин может даже сохранять энергию, если она знает, как это делать, она может даже ее получать. Из вашей головы н высвобождается изнутри никакой энергии. Природой он была сделана круглой. Потому что мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он — самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен — и он защищен круглым черепом.

Энергия не может стекать с какого-либо круглого пред мета. Вот почему все планеты — Земля и Солнце, и Луна и звезды — все круглые. Иначе они бы утратили энергия и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не вы ходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете, что наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но чувствовать некую наполненность, И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.

 

Станьте космонавтом внутреннего космоса

Множество раз в глубокой медитации вы вдруг начнет ощущать, будто гравитация исчезла, что теперь ничего не держит вас снизу, что теперь вы можете решить, летать или нет. Что теперь вы решаете, и если вы захотите взлететь все небо ваше. Но когда вы открываете глаза, внезапно при­сутствует тело, земля, сила притяжения. Когда вы медитировали с закрытыми глазами, вы забыли об этом, вы ушли в другое пространство, пространство грациозности.

Наслаждайтесь им, позвольте ему быть, потому что если вы думаете, что это ваше безумие, вы остановите его, и эта остановка повредит вашей медитации. Наслаждайтесь этим как сном, в котором вы летаете. Закройте глаза. В медитации идите, куда хотите, растите все выше и выше в небо, и многие вещи вскоре станут доступны вам. И не бойтесь. Это величайшее приключение, большее, чем по­гулять по Луне. Стать космонавтом своего внутреннего пространства есть величайшее приключение.

()шо предлагает эту прекрасную технику для тех. кто раздражен ощущениями физической  неустойчивости и  полета.

Просто сидите в кровати пять-десять минут и визиализируйте с накрытыми глазами... Почувствуйте, что ваше тело становится больше, больше, больше. Сделайте на­столько большим, насколько это возможно — таким боль­шим, что оно почти касается стен комнаты. Вы начнете чувствовать, что теперь вы не можете двигать руками — это трудно... ваша голова касается потолка. В первые два-три дня просто ощутите это, затем начните распространятся за пределы комнаты, заполните весь дом, и вы почувствуете, что комната внутри вас. Затем выйдите за пределы дома — заполните все вокруг и ощутите, что все вокруг внутри вас. А затем почувствуйте все небо, что и Солнце, и Луна, и звезды внутри вас.

Продолжайте это десять-двенадцать дней. Постепенно медленно заполните все небо. И в тот день, когда вы за­полните все небо, начните обратный процесс. В течение двух дней станьте маленьким. В обратном процессе сядьте и начните представлять, что вы становитесь очень малень­ким. Просто двигайтесь в обратном направлении. Ваше те­ло не такое большое, как кажется — всего тридцать сантиметров. Вы как маленькая игрушка—вы почувству­ете это. Если вы можете представить огромное, вы сможете представить и малое. А потом еще меньше — таким маленьким, что вас можно взять в руку. И в течение двенадцати дней дойдите до точки, когда вы не сможете найти себя. Вы стали таким маленьким, как атом, вас невозможно найти. Сделайте себя огромным, как все пространств и затем сделайте себя таким маленьким, как невидимы атом, двенадцать дней одно, двенадцать дней другое. Вы почувствуете себя таким счастливым, так прекрасно и та| центрировано, что вы даже не можете вообразить.

 

«Один»

Первый шаг: расслабьтесь, сидя, устройте тело удобно. Второй шаг: закройте глаза. Третий шаг: расслабьте дыхание, сделайте его настолько естественным, насколько возможно и с каждым выдохом говорите «один». Когда дыхание выходит, говорите «один». Делайте вдох и не говорите ни чего. С каждым выдохом вы просто говорите «один»! «один», «один»... И не только говорите это, но и чувствуйте что все существование едино, это единство. Не повторяйте это, просто пусть это будет чувством — и повторение «один поможет. Делайте это двадцать минут каждый день.

Необходимо, чтобы никто не мешал вам, когда вы де лаете это. Вы можете открыть глаза и посмотреть на часы, но не включайте будильник. Все, что может столкнут вас—плохо, поэтому телефон в комнате, где вы это делаете, должен быть выключен, и никто не должен стучать Эти двадцать минут вы должны быть абсолютно расслаблены, если вокруг шумно, заткните уши ватой. Повторение «один» с каждым выдохом сделает вас тихим спокойным и собранным настолько, что вы не можете представить. Делайте это днем, никогда ночью, иначе это будет так расслаблять, что вы не захотите спать. Вы почувствуете себя свежим. Лучшее время утро, или после  полудня, но никогда ночью.

 

Медитация означает, что вы наслаждаетесь собственным присутствием.

 

Медитация  - это наслаждение в вашей сущности.

 

Внутренняя улыбка

Когда вы сидите и вам нечего делать, просто расслабьте нижнюю челюсть и приоткройте слегка рот. Начните глубоко дышать ртом. Позвольте телу дышать так, чтобы оно становилось все более и более пустым. И когда вы почувствуете, что дыхание стало совсем пустым, и рот раскрыт, скулы расслаблены, все тело будет очень расслаблено.

В это мгновение начните ощущать улыбку — не в теле ново всем внутреннем существе... вы сможете это сделать. Это не улыбка, которая приходит на уста — это экзистенциальная улыбка, которая распространяется изнутри.

Попытайтесь сами понять, что это... Потому что это нельзя объяснить. Не нужно улыбаться губами на лице, но словно улыбка идет из живота, живот улыбается. И эта улыбка не смех, поэтому она очень мягкая, деликатная, тонкая — как маленькая розочка, раскрывающаяся в животе, и ее аромат распространяется по всему телу.

Если вы поняли, что это за улыбка, вы можете быть счастливы двадцать четыре часа в сутки. И когда вы чувствуете, что вы упускаете это счастье, просто закройте глаза, найдите эту улыбку вновь, и она будет там. Днем вы  можете найти эту улыбку сколько угодно раз, она всегда присутствует.

 

«Ошо»

С каждым выдохом просто говорите «Ошо» про себя, не очень громко, лишь шепотом, но внутри так, чтобы вы могли это услышать. Когда вы выдыхаете — просто ждите! Когда вы выдыхаете, вы говорите, и когда вы выдыхаете позвольте мне войти. Ничего не делайте — просто ждите так что вы работаете только тогда, когда выдыхаете.

Когда выдыхаете — выходите во Вселенную. Выдох почти подобен ведру, брошенному в колодец. А когда вы выдыхаете — это подобно ведру, вытаскиваемому из колодца. Это — двадцать минут. Итак, четыре-пять минут на вхож­дение в это, и потом двадцать минут на нахождение в этом. Всего самое большое — двадцать пять минут. Вы можете делать это когда угодно. Вы можете делать это в течение дня, ночью.         

 

Чувствуйте восприимчивость

Положение рук — подобно чаше, как приемник, это по­лно смысла. Это делает вас восприимчивым, это помогает вам воспринимать. Это одна из старых, древних поз — все Будды ее пробовали. Когда вы открыты или хотите стать открытыми, эта поза поможет.

Сидите тихо и ждите. Будьте восприимчивы, будьте приемником. Как если вы ждете у телефона: вы позвонили и теперь ждете у телефона. Ждите в точности таком же настроении, просто ждите — и через две-три минуты вы увидите, что вас окружает совершенно другая энергия, на­полняющая вас изнутри, падающая на вас, как дождь па­дает на землю, и проникает все глубже и глубже, а земля его впитывает.

Положения имеют очень большое значение. Если люди не делают из них идолов, они имеют очень большое зна­чение. Они помогают установиться в вашем теле направ­лению энергии. Например, в этом положении очень трудно сердиться. Со сжатыми кулаками и зубами сердиться очень просто. Когда все тело расслаблено, очень трудно быть аг­рессивным и очень легко быть молитвенно настроенным.

 

Медитация может дать вам величайшее озарение, потому что это бесполезнейшая вещь в мире. Вы просто ничего не делайте, вы просто двигайтесь в молчании. Это больше, чем сон, потому что во сне вы бессознательны, и что бы ни происходило, происходит бессознательно. Вы можете быть в раю, но вы не знаете. В медитации вы движетесь сознательно, затем вы осознаете свой путь: как двигаться от полезного мира снаружи к бесполезному миру внутри. И когда вы знаете путь, в любое мгновение вы можете начать двигаться внутрь.

Сидя в автобусе, ничего не нужно делать, вы просто сидите. Путешествия в поезде или машине, или самолете вы ничего не делаете  - все делают другие, вы можете закрыть глаза и двигаться в бесполезное, во внутреннее. И внезапно все становиться тихим, внезапно все стало прохладным, внезапно вы у источника жизни.

 

Но это не имеет ценности в мире. Вы не можете пойти и продать это, вы не можете сказать: у меня есть отличная медитация. Готов ли кто-нибудь купить ее? Никто не купит ее; это не товар, она бесполезна.

 

Задзен – это глубокая незанятость; это даже не медитация, так как, когда вы медитируете, вы пытаетесь что –то делать; вспоминаете о Бытие Бога или даже вспоминаете себя. Эти усилия создают рябь волнения в сознании.

 

Задзен

В Ашраме группа медитации Задзен сидит в течение часа, а новички должны, считать выдохи сначала в течение пяти-десяти минут для привнесения расслабления или «невыбирающей осознанности».

Вы можете сидеть где угодно, но то, на что вы смотрите, не должно быть слишком возбуждающим. Например, не должно быть слишком много движения. Это отвлекает. Вы можете наблюдать за деревьями: это не проблема, они не движутся, и сцена остается постоянной. Вы можете наблю­дать за небом или просто сидеть в углу, глядя на стену.

Второе состоит в том, что не надо смотреть на что-то конкретное — лишь на пустоту, так как глаза есть и нужно на что-то смотреть. Но вы не смотрите ни на что конкрет­ное. Не фокусируйтесь, не конкретизируйтесь ни на чем— лишь рассеянное зрение. Это очень хорошо расслабляет.

И третье — расслабьте ваше дыхание. Не занимайтесь им, пусть оно проходит само. Пусть оно будет естествен­ным, и это расслабит вас еще больше.

Четвертое — пусть ваше тело остается неподвижным, на­сколько это возможно. Сначала найдите удобную позу— вы можете сидеть на подушке или матрасе или на чем хотите, но, раз уж сели, оставайтесь неподвижны, так как, если тело не движется, разум автоматически умолкает. В движущем­ся теле и разум продолжает двигаться, так как тело и ум— не две разные вещи. Они — одно — это одна энергия...

Вначале это покажется немного трудным, но через не­сколько дней вы будете наслаждаться этим удивительным образом. Вы увидите мало-помалу, как слой  за слоем начинает отбрасывать разум, и приходит момент, когда вы просто есть, без ума.

 

Бодхидхарма сидел лицом к стене в течение девяти лет, ничего не делая – просто сидел в течение девяти лет. Традиция гласит, что у него отсохли ноги. Для меня это символ. Он просто означает, что отсохли все движения, так как отсохли все мотировки.

Он никуда не ходил. Не было желания двигаться, не было целей для движения – и он достиг величайшего возможного. Он – одна из величайших душ, которые когда- либо ступили на землю. И просто сидя перед стеной, он достиг всего, не делая ничего – никакой техники, никакого метода, ничего. Это  и было единственной техникой.

Когда нечего видеть, постепенно исчезает ваш интерес к видению. Когда вы сидите лицом к голой стене, внутри вас возникает параллельная пустота и обнаженность. Параллельно стене возникает другая стена – стена не –мысли.

 

О медитирующих думают, как об отшельниках. Это совершенная бессмыслица. Только медитирующий и не является отшельником, любой другой – отшельник; медитация означает выход из желаний, выход из мысли, выход из ума. Медитация – это расслабление в данный момент, в настоящем. Медитация  - это единственная вещь в мире, которая не является отрешением, хотя о ней думают, как о самой эскапистской вещи. Люди, которые осуждают медитацию, делают это на основании аргумента, что является бегством от жизни. Они говорят просто чепуху, они просто не понимают, что говорят.

 

Медитация – это не ход от жизни; это уход в жизнь.

Ум бежит от жизни, желание бежит от жизни.

 

Вы есть ваша неудача,

Вы – препятствие.

 

Медитация есть, когда нет

Медитирующего!

 

Смотрение

Медитация является ничем иным, как искусством откры­вать глаза, искусством прочищать глаза, искусством отряхивания пыли, которая собралась на зеркале вашего сознания. Это естественно, что пыль собирается. Человек странствовал и странствовал в течение тысяч жизней, а пыль — собиралась. Все мы странники, накопилось много пыли — так много, что зеркало полностью исчезло. Есть только пыль поверх пыли, пыль слой за слоем, и вы не мо­жете увидеть зеркало. Но зеркало по-прежнему есть — его нельзя потерять, так как оно сама ваша природа. Если бы его можно было потерять, тогда бы оно не было вашей при­родой. Не то, что у вас есть зеркало, вы — зеркало. Стран­ник — это зеркало. Он не может его потерять, он может только о нем забыть — самое большее полностью забыть.

Существующий момент есть непосредственно сейчас. Просто смотрите — и это — медитация — этот взгляд есть медитация. Просто видение существования определенной вещи, определенного состояния — есть медитация. У ме­дитации нет мотива, следовательно, в ней нет центра. И несколько у нее нет мотива и нет центра, в ней нет я. Вы в медитации не функционируете из некоего центра, дейст­вуете из «ничто». Действие из «ничто» — вот в чем вся ме­дитация.

Ум концентрирует действия из прошлого. Медитация действует из настоящего и в настоящем. Это — чистый от­вет настоящему, это — не реакция. Она действует не из выводов, она действует, видя существующее.

Смотрение без слов

Попробуйте, хотя бы в малом, не привносить свой ра­зум. Смотрите на цветок — просто смотрите. Не говорите  «прекрасно», «уродливо». Не говорите ничего. Не привно­сите слова, не вербализируйте, просто смотрите. Разум по­чувствует неудобство, отсутствие легкости. Разуму хотелось бы что-нибудь сказать. Вы просто говорите разу­му: «Молчи, дай мне увидеть, я просто буду смотреть».

Вначале это будет трудно, но начинайте с вещей, в ко­торые вы не так сильно вовлечены. Трудно будет смотреть на жену, не привнося слов. Вы слишком вовлечены, слиш­ком эмоционально привязаны. В гневе или в любви — но слишком вовлечены.

Смотрите на нейтральные вещи — камень, цветок, де­рево, восходящее солнце, летящую птицу, плывущее в не­бе облако. Просто смотрите на вещи, в которые вы не так сильно вовлечены, от которых вы можете оставаться в сто­роне, с которыми вы остаетесь незатронутыми. Начинайте с нейтральных вещей, и только затем продвигайтесь к эмо­ционально нагруженным состояниям.

 

Цвет тишины

Когда вы видите нечто голубое, голубизну реки, просто тихо сидите и смотрите на эту голубизну, и вы почувст­вуете, что настроены с ней глубоко в лад. Великое мол­чание снизойдет на вас, когда вы медитируете на голубой цвет. Голубой — один из самых духовных цветов, так как он — цвет тишины, постоянства. Это цвет покоя, отдыха, расслабления. Потому, когда вы действительно расслабле­ны, внутри вас вдруг ощущается голубое свечение. И, если вы можете почувствовать голубое свечение, вы тут же по­чувствуете себя расслабленным. Это работает в обоих на­правлениях.

 

Смотрите на свою головную боль

Когда у вас в следующий раз заболит голова, попробуйте маленькую медитативную технику, экспериментально —

 тогда вы сможете перейти к серьезным заболеваниям и серьезным симптомам.

Когда у вас болит голова, попробуйте маленький экс­перимент. Сидите тихо и наблюдайте ее, смотрите на нее— не так как будто она вам враг, нет. Если вы смотрите на нее, как на врага, вы будете не в состоянии смотреть пра­вильно. Вы будете избегать ее — никто не смотрит на врага прямо; врага избегают или пытаются избежать. Смотрите на нее как на друга; она вам служит. Она говорит: «Что-то не так — посмотри на это». Просто тихо сидите и смотрите на головную боль безо всякой идеи ее остановить, безо вся­кого желания, чтобы она исчезла, без конфликта, без борь­бы, без антагонизма. Просто смотрите на нее, чем она является.

Наблюдайте, есть ли в этом внутреннее послание, го­ловная боль может его вам дать. У нее есть закодированное послание. И, если вы молча сидите, вы будете удивлены. Если вы смотрите и молчите, произойдут три вещи.

Первое: чем больше вы на нее смотрите, тем более ос­трой она станет. И тогда вы будете в небольшом замеша­тельстве: «Как она помогает, если становится более острой?» Она становится более острой, так как вы ее из­бегали. Она есть, но вы ее избегали, вы ее уже подавляли— даже безо всякого аспирина вы ее подавляли. Когда вы на нее смотрите, подавление исчезает. Головная боль дойдет до своей естественной остроты. Тогда вы ее слышите с от­крытыми ушами, никакой ваты в ушах.

Итак, первое: она станет острее. Когда она становится острее, вы можете быть удовлетворены тем, что смотрите правильно. Если она не становится острее, тогда вы еще не смотрите — вы все еще ее избегаете. Смотрите на не— она станет острее. Это первое указание на то, что да, она— в вашем поле зрения.

Второе будет заключаться в том, что она станет более  локализованной, она не будет распространяться на боль­шие пространства. Сначала вы думаете: «Болит вся моя голова». Теперь вы увидите, что это не вся голова, это лишь маленькая область. Это тоже являете я показателем того, что вы более пристально всматриваетесь в нее. Чув­ство распространенности боли — это трюк — это способ избежать ее. Если бы она была в одной точке, тогда бы - она была более острой. Потому вы создаете иллюзию, что __ болит вся голова. Распространить боль по всей голове — и-она тогда не так интенсивна в какой-либо точке. Таковы трюки, которые вы все время творите.

Смотрите на нее, и второй стадией будет то, что она будет становиться все меньше и меньше. И приходит мо­мент, когда она занимает место, малое, как кончик игол­ки—острое, острейшее и болезненное. Вы никогда не видели такой боли в голове. Очень концентрированной в одной точке. Продолжайте на нее смотреть.

И тогда происходит третье, и наиболее важное. Если вы продолжаете смотреть на эту точку, когда боль очень ос­тра, локализована и сконцентрирована в одной точке, мно­го раз вы будете видеть, что она исчезает. Когда ваше наблюдение совершенно, она исчезает. А когда она исче­зает, у вас будет проблеск знания, откуда она взялась — что было ее причиной. Когда эффект исчезает, вы увидите причину. Это будет происходить множество раз. Боль сно­ва вернется. Ваш взгляд больше уже не такой бдительный, такой концентрированный, такой внимательный — она снова вернется. Когда ваш взгляд действительно присут­ствует, она исчезнет: а когда она исчезнет, спрятанное за ней и есть причина. И вы будете удивлены: ваш разум го­тов определить причину.

А может быть тысяча и одна причина. Подается один и тот же сигнал тревоги, так как система оповещения очень проста. В вашем теле немного систем оповещения. По различным причинам дается одна и та же тревога. Чуть раньше вы могли сердиться и этого не выразили. Вдруг, как откровение, это стоит перед вами. Вы увидите весь этот гнев, который вы таскали и таскали с собой... как нарыв внутри. Теперь это уже слишком, и этот гнев хочет вы­свободиться. Ему нужен катарсис. Сотворите катарсис! —• и вы немедленно увидите, что головная боль исчезает. И нет нужды в аспирине, нет нужды ни в каком лечении.

 

Слушание

Оставайтесь пассивными — ничего не делайте, только слушайте. А слушание не является действием. Вам ничего не надо делать, чтобы что-то слушать — ваши уши всегда открыты. Для того, чтобы видеть, вы должны открыть гла­за — хоть малость, но надо сделать. Для тог о, чтобы слу­шать, не надо делать даже этого — уши открыты всегда. Вы уже слушаете. Просто ничего не делайте и слушайте.

 

Слушайте с симпатией

Слушание — это глубокое соучастие между телом и ду­шой, и вот почему оно использовалось в качестве одного из самых перспективных методов медитации, так как оно является мостом между двумя бесконечностями: матери­альным и духовным.

И позвольте этому быть вашей медитацией, это вам по­может. Когда бы вы ни сидели, просто слушайте, что про­исходит. Это мир, и в нем — масса шума, и уличного движения, и поезда, и самолеты. Слушайте это без всякого неприятия в уме — что это за шум. Слушайте, как если бы вы слушали музыку: с симпатией. И вы внезапно уви­дите, что качество шума изменится. Он больше не раздра­жает, не тревожит. Наоборот, он становится очень ласкающим. Если слушать правильно, даже рыночная пло­щадь становится мелодией.

Так что дело не в том, что вы слушаете. Дело в том, что вы слушаете не слыша.

Даже если вы слушаете что-то, о чем вы никогда не ду­мали, как о достойном быть услышанным, слушайте это очень чутко, как если бы вы слушали сонату Бетховена. И вы вдруг увидите, что вы преобразуете качество этого. Оно становится прекрасным. И в таком слушании ваше эго исчезает.

 

Колонна энергии

Если вы спокойно стоите, к вам немедленно приходит оп­ределенная тишина. Попробуйте постоять в углу своей ком­наты. Просто стойте тихо в углу, ничего не делая. Вдруг внутри вас энергия тоже останавливается. Когда вы сиди­те—это поза мыслителя; когда вы стоите, энергия течет, как колонна, и распределяется поровну по всему телу.

Стояние — прекрасно. Попробуйте это, может быть для кого-нибудь это будет прекрасным. Вы можете постоять в течение часа, это просто чудесно. Просто стоя и ничего не делая, не двигаясь, вы обнаружите, что в вас нечто посе­лилось, утихло, произошло центрирование, и вы почувст­вуете себя колонной энергии. Тело исчезает.

 

Чувствуйте тишину чрева

Пусть тишина станет вашей медитацией. Когда у вас есть время, просто свернитесь в тишине — как будто вы малое дитя в чреве матери. Сидите таким образом и тогда, мало—помалу вы начнете чувствовать, что вам хочется опустить голову на пол. Тогда положите голову на пол. Примите положение ребенка во чреве, свернувшись таким образом, и вы немедленно почувствуете приходящую ти­шину... ту же самую тишину, что была в материнском чре­ве. Лежа в кровати, накройтесь одеялом и свернитесь, и оставайтесь совершенно не подвижными, ничего не делая.

 Иногда придут какие-то мысли — пусть они приходят— будьте безразличными, вовсе ни в чем не заинтересован­ными: если они приходят — хорошо, если они не прихо­дят—хорошо. Не боритесь, не отталкивайте их. Если вы боритесь, то становитесь растревоженными, если вы их от­талкиваете, то станете упорствовать, если вы их не хотите, они будут очень упрямы. Вы просто остаетесь невовлечен­ными и позволяете им оставаться там, на периферии, как уличному шуму. А это действительно уличный шум, дви­жение миллионов клеток мозга, сообщающихся друг с дру­гом, и движущейся энергии, и электричества, скачущего от одной клетки к другой. Это — просто гудение большой машины, так пусть она остается. Но вы стали к этому пол­ностью безразличны, это вас не касается, это — не ваша проблема, может быть, чья-то проблема, но не ваша. Но приходят моменты, когда шум исчезает, полностью исче­зает, и вы останетесь сами с собой наедине.

 

Никогда не будьте мазохистом

Никогда не будьте мазохистом. Не мучайте себя во имя чего бы то ни было. Люди себя очень много мучали во имя религии, и это имя настолько прекрасно, что вы можете мучить себя очень долго.

Так что помните — я учу счастью, а не мучениям! Если вы временами чувствуете, что что-то становится тяжелым, это должно быть изменено. Вы должны много раз изме­няться. Мало—помалу, вы дойдете до точки, в которой ни­какие изменения не нужны. Тогда что-то станет абсолютно удобным — не только для разума, для тела, но и для души.

 

ВЕЧЕР

Тряска, танец и песни

Медитация –ваше истинное рождение !

Она – там, ждущая, когда вы немного расслабитесь, чтобы она могла спеть свою песню, стать танцем.

Медитация – это значит быть с самим собой и сострадание, переполняющее это бытие.

Занимайтесь моими медитациями, но не волевыми действиями. Не насилуйте их, но дайте им произойти. Плывите в них, откажитесь от себя в них, будьте ими поглощены, но не как волевыми действиями.

Не руководите, так как когда вы руководите, вы разделяете, вы стали двумя; руководителем и руководимым. Раз вас двое, немедленно сотворены рай и ад. Тогда между вами и истинной  - огромная дистанция. Не руководите.

Позвольте вещам случаться.

 

 

Медитация «Кундалини»

Это любимая подруга динамической медитации, выпол­няемой во время восхода солнца, которую делают на закате.

Первая стадия — 15 минут

Раскрепоститесь, и пусть ваше тело трясется, чув­ствуя энергии, движущиеся от ног. Позвольте этому рас­пространиться повсюду, и станьте этой тряской. Ваши глаза могут быть как открыты, так и закрыты.

Вторая стадия. — 15 минут

Танцуйте любым способом, и пусть все тело движет­ся, как ему хочется.

Третья стадия — 15 минут

Закройте глаза и будьте неподвижны, сидя или стоя, свидетельствуя обо всем, что происходит снаружи или внутри.

Четвертая стадия — 15 минут

Продолжая оставаться с закрытыми глазами, ложи­тесь и будьте неподвижны.

Раскачивающаяся медитация

Первая стадия — 20 минут

Сядьте со скрещенными ногами и закрытыми глазами. Начинайте тихо раскачиваться, сначала налево, потомка

право. В это раскачивание не нужно включать все те­ло, но изгибаясь настолько, насколько это удобно. Когда вы достигаете точки максимального изгиба, из дайте звук «ХУ» — делайте это с силой, с толчком, делайте это в конце каждого раскачивания.

Вторая стадия — 20 минут

Просто тихо сидите, не двигаясь

Третья стадия — 20 минут

Станьте в углу, совершенно неподвижно.

Если вы занимаетесь медитацией «Кундалини», тогда позвольте произойти тряске, не делайте ее. Тихо стойте, чувствуйте, как она приходит, и, когда ваше тело начинает немного дрожать, помогите ему, но не делая этого. На­слаждайтесь ею, чувствуйте от нее блаженство, позвольте ей произойти, поддержите ее, приветствуйте ее, но не во­левыми усилиями.

Если вы ее принуждаете, она станет упражнением, те­лесным физическим упражнением. Тогда будет тряска по своей воле, но лишь на поверхности, она не проникает вглубь, вы остаетесь твердыми, каменными, скалообразными внутри, вы будете манипулятором, делателем, и тело просто будет за вами следовать.

Когда я говорю «тряситесь», я имею в виду, что вашу твердость, ваше камнеподобное существо нужно потрясти до самого основания, чтобы оно стало жидким, текучим, расплавленным, подвижным. И когда камнеподобное су­щество становится жидким, ваше тело за ним последует. Тогда нет никакого старания трястись, есть только тряска. . Тогда никто этого не делает, оно просто происходит. Тогда делателя нет.

Хаотическая медитация, или Кундалини, или Надабрама не являются в действительности медитацией. Вы просто настраиваетесь в лад. Это как если... если вы видели, как играют индийские классические музыканты. В течение получаса или часа, иногда даже более, они просто настра­ивают свои инструменты. Они крутят колки, подтягивают или ослабляют струны, а барабанщик проверяет свой ба­рабан — готов он или нет. Они эти занимаются в течение получаса. Это не музыка, это приготовление. Кундалини, в самом деле, не медитация, это лишь приготовление. Вы готовите ваш инструмент. Когда вы готовы, тогда стойте в тишине, тогда начинается медитация. Тогда вы совер­шенно в ней. Вы себя пробудили, прыгая, танцуя, крича—

 это все способы для того, чтобы сделать вас немного более бдительными, чем обычно. Раз вы бдительны — ждите!

Ожидание — медитация. Ожидание с полным осознаванием. И это приходит, это нисходит в вас, это вас ок­ружает, это играет вокруг вас, это танцует вокруг вас. Это вас проясняет, преобразует.

 

Танец

Когда движения становятся экстатичными, тогда — это танец. Когда движение настолько всеобще, что нет ника­кого эго, тогда это танец.

И вы должны знать, что танец пришел в мир, как тех­ника медитации. Первоначально танец не был танцем, он был средством достижения экстаза, где танцор потерялся, остался только танец — никакого эго, некому манипули­ровать, тело движется самопроизвольно. Нет нужды нахо­дить какую-нибудь другую медитацию. Танец сам по себе становится медитацией, если танцор потерялся. Все дело в том, как утратить себя. Как вы это сделаете или где вы это сделаете, безразлично. Просто утратьте себя. Вас про­сто нет, а вещи по-прежнему происходят... как будто вы одержимы.

Танец — это одно из самых прекрасных событий, ко­торое может случиться с человеком. Так что не думайте о медитации, как о чем-то отдельном. Медитация как не­что отдельное нужна людям, у которых нет глубинной со­зидательной энергии; нет направления для энергии, по которому бы она направилась внутрь, вглубь, чтобы они смогли потеряться.

Но танцор, художник, скульптор не нуждаются ни в ка­кой медитации. Все, что им нужно, это направить свою энергию, сделать ее глубоко проникающей, чтобы достичь точки происхождения себя. И здесь нет ничего, равного танцу...

 

У медитации нет ничего общего с серьзностью.

 

Медитация – это игривость.

Вот почему здесь я больше настаиваю на танце, на песне, на пении.

 

Один из величайших опытов жизни, когда есть окружающая вас, наводнящая вас, перполняющая вас музыка, и тогда в вас начинает расти медитация – медитация и музыка встречаются, Бог и мир встречаются, материя и сознание встречаются.

Это унио мистико – мистическое единство

 

 

По крайней мере на час ежедневно забудьте все техни­ки. Решите просто потанцевать перед Богом. И нет нужды быть техничными — ведь он — не экзаменатор. Вы просто пляшете, как малое дитя... это как молитва. Тогда танец будет иметь в себе совсем иное качество. Впервые вы по­чувствуете, что делаете шаги, которых никогда раньше не делали, что движитесь в измерениях, которые раньше бы­ли вам неведомы. Будут освоены мало известные и совсем неизвестные области.

Постепенно, по мере того, как вы все более будете на­страиваться в лад с неизвестным, все техники исчезнут. А без техник, когда танец чист и прост, он — совершенен. Танцуйте так, как будто вы влюблены во Вселенную, как будто вы танцуете со своей возлюбленной. Пусть Бог будет вашей возлюбленной.

Танцуйте вместе

Вы можете создать небольшую группу друзей, которые могут вместе танцевать. Так будет лучше и больше помо­жет. Человек настолько слаб, что одному ему трудно про­должать делать что-либо. Поэтому нужны школы. Итак, если вы не чувствуете, что можете этим заниматься в этот день, а другие могут, их энергия захватит и вас. В другой день кто-нибудь еще не будет в состоянии это делать, а вы будете, так что поможет ваша энергия.

Когда человек остается один, он очень слаб и безволен. В один день вы этим занимаетесь, а на другой день чувст­вуете, что устали и должны делать что-то другое. Медита­ция дает результаты только тогда, когда ею занимаются постоянно. Тогда она просачивается внутрь вас.

Это подобно тому, как если бы вы копали яму. Один день вы копаете в одном месте, другой — в другом. Тогда вы будете копать всю жизнь, но колодца так и не выко­паете. Вы должны постоянно копать в одном и том же месте. Так что сделайте это постоянным усилием в одно и то же время ежедневно. И, если это возможно — в одном и том же месте; хорошо, если в одной и той же комнате, зажигая одни и те же благовония... чтобы мало-помалу те­ло и разум учились это чувствовать. В тот момент, когда вы входите в комнату, вы уже готовы танцевать. Комната изменилась, время — изменилось.

 

Танцуйте, как дерево

Поднимите руки и ощутите себя деревом на сильном ветру. Танцуйте, как дерево под дождем и на сильном вет­ру. Пусть вся ваша энергия станет энергией танца, скло­няйтесь и трепещите под ветром, чувствуйте, как ветер проходит через вас. Забудьте о том, что у вас человеческое тело. Вы — дерево, отождествитесь с деревом.

Выйдите, если возможно, на открытое пространство, станьте среди деревьев и пусть через вас пролетает вете­рок. Отождествиться с деревом — действует очень укреп­ляюще  питает вас. Можно легко прийти к первоначальному пониманию. Там есть и другие деревья, говорите с ним-, обнимите их и вы внезапно почувствуете, что все вернулось. А если невозможно выйти из комнаты, тогда просто встаньте посредине, вообразите, будто вы — дерево и начинайте танцевать.

 

Танец ваших рук

Тихо сидите и позвольте пальцам двигаться по их ус­мотрению, желанию. Чувствуйте это движение изнутри. Не пытайтесь смотреть снаружи и держите глаза закры­тыми. Пусть энергия все больше и больше течет в руки.

Руки глубоко связаны с мозгом, правая рука — с левым полушарием, а левая — с правым. Если вашим пальцам может быть предоставлена полная свобода выражения, тог­да очень много напряжения, накопленного мозгом, высвобождается. Это — простейший способ освободить механизм мозга, его подавленность, его неиспользуемую энергию. Ваши руки в состоянии сделать это.

Иногда вы обнаружите, что поднята левая рука, иног­да—правая. Не навязывайте никакого образца; энергия примет такую форму, какая ей нужна. Когда левое пол­ушарие хочет высвободить энергию, она примет одну фор­му. Когда этого хочет правое полушарие, тогда это будет другой жест.

С помощью жестов рук вы можете стать великим медитирующим. Так что просто сидите тихо, играйте, позво­ляйте рукам делать то, что они хотят, и вы будете удивлены; это волшебство. Вам не нужно прыгать и ска­кать и много заниматься динамической медитацией. Ваши руки все сделают.

 

Пробуждение тонких слоев

Если вы постоянно совершаете движения телом и ни­когда тихо не сидите, тогда вы что-то утрачиваете. Когда энергия начинает двигаться, нужно стать совершенно ти­хим, иначе движение будет грубым. Движения тела хоро­ши, но это — грубые движения. Если вся энергия остается в грубом движении, тонкие движения не  начнутся. Нужно достичь точки, в которой все тело остается неподвижным, как статуя, так что все грубые движения останавливаются. Но энергия готова к движению — и для нее нет выхода в теле. Она ищет новые выходы внутри, в том, что не яв­ляется телом. Она начинает двигаться к тонким слоям.

Но сначала нужно движение. Если энергия не движется, вы можете сидеть, как камень, и ничего не произойдет. Сначала нужно помочь энергии двигаться, а потом, когда она действительно движется, остановить тело. Когда энер­гия кипит и готова двигаться куда угодно, она двинется в тонкие тела, так как грубые более недоступны.

 Итак, сначала сделайте ее динамичной, а потом сделай­те тело неподвижным, так что динамика пойдет глубже, к самым корням, к самой сердцевине вашего существа. Сделайте некий синтез: двадцать минут движения тела, а потом — двадцать минут внезапной остановки. Тело полно энергии, но теперь, когда оно застыло, энергия начинает искать другие пути. Это — метод работы с внутренним.

 

Медитация кружения

Суфийское кружение — одна из самых древних техник, одна из самых мощных. Она настолько глубока, что даже единовременный опыт может сделать вас совсем иным. Кружитесь с открытыми глазами, как это делают малень­кие дети, как будто ваша внутренняя сущность стала цен­тром, а все ваше тело стало колесом, движущимся гончарным кругом. Вы — в центре, но все тело движется.

Рекомендуется ничего не есть и не пить за три часа до кружения. Лучше быть босиком и в свободной одежде. Ме­дитация делится на две стадии — кружение и отдых. Для нее нет определенной продолжительности — она может длиться часами, но по крайней мере — один час, чтобы полностью ощутить водоворот энергии.

Кружение осуществляется в направлении против часо­вой стрелки, правая рука — вверх, локоть поднят, левая рука — вниз, локоть опущен. Люди, которые чувствуют неудобство от вращения против часовой стрелки, могут вы­полнять его по часовой стрелке. Пусть ваше тело будет не напряженным, а глаза открыты, но не сфокусированы, чтобы образы стали расплывчатыми пятнами, стали теку­чими. Оставайтесь молчаливыми.

В первые пятнадцать минут вращайтесь медленно. По­том постепенно увеличивайте скорость за последующие тридцать минут, пока вы не станете водоворотом энер­гии—периферия является бурей движения, но свидетель в центре них неподвижен.

Когда вы кружитесь настолько быстро, что не можете оставаться в вертикальном положении, ваше тело упадет само по себе. Не делайте это падение результатом своего решения и не пытайтесь организовать его поудобнее; если ваше тело расслаблено, вы упадете мягко и земля поглотит вашу энергию.

Когда вы упали, начинается вторая стадия медитации. Тут же перевернитесь на живот, чтобы коснуться земли обнаженной частью пупка. Если кто-то чувствует сильное неудобство, лежа таким образом, он может лежать на спи­не. Чувствуйте, как ваше тело сливается с землей, будто малое дитя прижалось к материнской груди. Держите глаза закрытыми и оставайтесь пассивными и молчаливыми, по крайней мере, пятнадцать минут. После медитации будьте настолько тихи и неактивны, насколько возможно. Неко­торые люди могут почувствовать тошноту во время меди­тации кружения, но это ощущение исчезнет через два-три дня. Если тошнота останется, прервите медитацию.

Пение — божественно, оно — одно из самых божест­венных видов деятельности. Только танец может быть сравним с ним, пение — следующее после танца по важ­ности. А почему пение и танец являются божественной де­ятельностью? Потому что в них вы можете полностью утратить себя. Вы можете настолько глубоко погрузиться в пение, что певец исчезает и остается только песня, тан­цор исчезает и остается только танец. И это момент ме­таморфозы, перевоплощения, когда певца больше нет и остается только песня. Когда вы целиком стали песней или танцем, это — молитва.

Безразлично, какую вы поете песню; это может быть и не религиозная песня, но, если вы можете петь ее всем своим существом, она — священна. И наоборот — вы можете петь религиозную песню, освященную веками, но, если вы не целиком в ней, это — профанация.

Содержание песни не имеет значения; значение имеет то качество, которое вы привносите в песню, в пении — ваша тотальность, интенсивность, огонь.

Не повторяйте чьей-нибудь песни, так как это — не ва­ше сердце, и это —не тот способ, которым вы можете на­полнить свое сердце. Пусть возникнет ваша собственная песня. Забудьте о размере и грамматике. Бог не такой уж грамматик, и он не тревожится о словах , которыми вы пользуетесь. Он больше заинтересован вашим сердцем.

Ежевечерне в Ашраме собираются сотни людей для празднования спонтанной песни и танца.

 

Мантра

Если у вас есть музыкальный слух, если ваше сердце понимает музыку — не только понимает, но и чувствует, тогда вам поможет мантра, так как тогда вы .можете стать единым с внутренними звуками, тогда вы можете двигать­ся с этими звуками к более и более тонки м уровням. Тогда приходит момент, когда все звуки прекращаются и оста­ется только звук Вселенной. Это — АУМ.

 

«АУМ»

Сделайте привычкой, по крайней мере, двадцать минут утром и двадцать минут вечером тихо сидеть с полуотк­рытыми глазами и смотреть вниз. Дыхание должно быть медленным, тело — недвижимым. Начинайте петь АУМ внутри. Не нужно выносить его наружу — оно больше по­действует, если губы сомкнуты, даже язык не должен  двигаться. Пойте АУМ быстро — АУМ, АУМ, АУМ, быстро и громко, но внутри. Чувствуйте, как это вибрирует по всему телу, от ног до головы, от головы до ног. Каждый слог АУМ попадает в ваше сознание, как камешек в пруд, возникает рябь, которая распространяется повсюду. Рябь увеличивается и охватывает все тело.

Когда вы это делаете — будут моменты, и это будут са­мые прекрасные моменты, когда вы не будете повторять мантру, и все остановится. Вы вдруг осознаете, что вы не поете, и все остановилось. Насладитесь этим. Если вновь приходят мысли, опять начинайте петь.

И, если вы занимаетесь этим вечером, делайте это, по крайней мере за два часа до сна, иначе, если вы делаете это перед сном, вы не сможете заснуть, так как это сделает вас настолько свежим, что вы не захотите спать. Вы по­чувствуете себя, как утром, когда вы хорошо отдохнули.

Вы сможете найти свой собственный темп пения через два-три дня. Для некоторых людей очень удобен быстрый темп—АУМ, АУМ, АУМ; для других—очень медленный — это зависит от вас. Вот и продолжайте так, как вам удобно.

 

Имя Иисуса

Если вас вдохновляет имя Иисуса, сядьте тихо, и пусть его имя вас вдохновляет. Иногда тихо говорите «Иисус», а потом ждите. Это станет вашей мантрой. Именно так и рождается истинная мантра.

Никто не может дать вам мантру; вы должны найти ее, то, что для вас привлекательно, что вас вдохновляет, что вызывает большой отклик в вашей душе. Если это «Иисус»—прекрасно. Иногда сидите тихо, просто повторяя «Иисус» и ждите, пусть это имя идет вглубь, все глубже в вашу сущность — пусть оно проникает в вашу сердце­вину. И позвольте этому случиться!

Если вы начинаете танцевать — хорошо; если вы на­чинаете плакать — хорошо; если вы начинаете смеяться— хорошо, пусть так будет. Пусть будет так, и не вмешивайтесь, не руководите. Что бы ни произошло, будьте вместе с этим, и вы получите первые проблески молитвы и  медитации — первые проблески Бога. Первые лучи начнут проникать в темную ночь вашей души.

Любой звук, который ощущается как эстетичный и пре­красный, любой звук, который создает спокойствие и ра­дость в сердце, подходит. Даже если он не принадлежит ни к одному языку, дело вовсе не в этом — вы обнаружите, что просто чистые звуки даже еще более глубоко прони­кают. Просто когда вы пользуетесь определенным словом, оно имеет определенный смысл, а этот смысл создает ог­раничения. Когда вы пользуетесь чистым звуком, у него нет ограничений, он — бесконечен.

 

Гудение

Гудение может помочь совершенно удивительно, и вы можете заниматься им, когда угодно... По крайней мере, раз в день, а если вы сможете заниматься этим два раза— совсем хорошо. Оно является такой большой внутренней музыкой, что приносит всему вашему существу мир; тогда ваши конфликтующие части начинают настраиваться в лад, и мало-помалу в вашем теле возникает тонкая музы­ка, которую вы сможете услышать. Через три или четыре месяца вы просто будете тихо сидеть и сможете услышать тонкую музыку, внутреннюю гармонию, некое гудение. Все функционирует совершенно правильно, как хорошо работающий автомобиль, мотор которого гудит.

Хороший водитель всегда знает, если возникают непо­ладки. Его пассажиры могут ничего не осознавать, но во­дитель знает тотчас же, как только меняется гудение двигателя. Тогда оно уже не гармонично, возникает новый шум. Больше никто этого не сознает, но тот, кто любит водить машину, немедленно понимает, что что-то не так. Двигатель работает не так, как должно.

Практикующий гудение постепенно начинает чувство­вать, когда что-то происходит не так. Если вы слишком много съели, вы обнаружите, что ваша внутренняя гармо­ния нарушена, и мало—помалу вы должны будете выби­рать: либо есть слишком много, либо сохранять внутреннюю гармонию. А внутренняя гармония настолько ценна, настолько божественна, она, как блаженство, кто же будет есть больше, чем нужно?

И без всяких диет вы обнаружите, что вы едите более сбалансировано. Потом гудение пойдет еще глубже, и вы станете в состоянии увидеть, какая пища затрудняет ваше гудение; вы съели что-то тяжелое, и оно слишком долго остается в пищеварительной системе, и тогда гудение не так совершенно:

Раз уж гудение началось, вы обнаружите, когда подни­мается секс, а когда — нет, и если жена и муж гудят оба, вы увидите, какая между двумя людьми возникает гармо­ния и как мало—помалу они становятся интуитивными, как они начинают чувствовать, когда другой переживает печаль. Нет нужды что-либо говорить; когда муж устал, жена интуитивно знает об этом, так как они оба настроены на одну волну.

 

Медитация Надабрама

Полуденная медитация в ежемесячных медитационных лагерях

Надабрама — старая тибетская техника, которая раньше выполнялась в ранние утренние часы. Она может выпол­няться в любое время дня, в одиночестве, либо с другими, но на пустой желудок, и нужно оставаться бездеятельным в течение, по крайней мере, пятнадцати минут после нее. Медитация длится один час и состоит из трех стадий.

 Первая стадия — 30 минут

Сядьте в расслабленной позе с закрытыми глазами и сомкнутыми губами. Начинайте гудеть настолько гром­ко, чтобы слышали другие, и создайте вибрацию по всему телу. Можете представить себе полую трубу или пустой сосуд, наполненный только вибрациями гудения.

Возникает момент, когда гудение продолжается само собой, и вы становитесь слушателем. При этом не нужно никакого особенного дыхания, и вы можете повысить вы­соту гудения, либо медленно и мягко двигать телом, если хотите.

Вторая стадия — /5 минут

Вторая стадия разделяется на две части по семь с половиной минут. Сначала двигаете руками, ладонями вверх, дуговыми движениями. Начинайте с уровня пупка, обе руки движутся вперед, а потом расходятся, делая два больших круга слева и справа, являющихся зеркальными отражениями друг друга. Движение должно быть на­столько медленным, что его трудно заметить. Ощущай­те, что вы отдаете энергию Вселенной.

Через семь с половиной минут поверните руки ладо­нями вниз и начинайте двигать ими в противоположном направлении. Теперь руки сходятся у пупка и расходятся у боков. Ощущайте, что вы получаете энергию. Как и на первой стадии, не препятствуйте никаким мягким медленным движениям тела.

Третья стадия — 15 минут Сидите совершенно тихо и неподвижно.

 

Надабрама для супружеских пар

Ошо дает великолепную разновидность этой техники для супружеских пар.

Партнеры сидят лицом друг к другу, накрывшись про­стыней и держась за руки крест накрест. Лучше не иметь на себе никакой одежды. Пусть комнату освещают четыре маленьких свечи и окуривает особый вид благовоний, ко­торый применяется только для этой медитации.

Закройте глаза и вместе гудите в течение тридцати ми­нут. Через короткое время после того, как почувствуется энергия, встретьтесь, слейтесь и соединитесь.

 

Медитация – это тотальная чувствительность.

 

«Ошо, что делать с комарами?»

Комары — это падшие древние медитаторы. Потому они против того, чтобы кто-то добился успеха в медитации. Они очень ревнивы. Так что, когда вы медитируете, они появляются, чтобы вам мешать, отвлекать.

И в этом нет ничего нового — так было всегда. Об этом упоминается во всех древних писаниях! Особенно в джайнских, так как джайнские монахи ходят голыми. Только подумайте о голом джайнском монахе, Индии и комарах! Махавира должен был дать особые инструкции по вопросу о том, что делать с комарами. Он говорил своим ученикам, что если комары нападают, примите это. Это — самое сильное раздражение. Если вы сможете его победить, тогда нет ничего более трудного. И если он говорит, он знает! Жить голым в Индии — трудно.

Однажды я был в Сарнатхе, где Будда повернул колесо дхармы, где Будда произнес свою первую проповедь, на­иболее важную проповедь, ставшую началом новой тра­диции. Я был там с буддийским монахом.

Я и раньше видел комаров, но с комарами из Сарнатхи нечего и сравнивать. Комары из Пуны — просто ничто! Радуйтесь этому! Вам повезло, что вы не в Сарнатхе. Там комары просто огромны!

Даже днем мы должны были сидеть противокомарной сеткой. Под одной на постели сидел буддийский монах, под другой — я, и мы беседовали. Я сказал:«Я больше никогда сюда не приеду»,— так как он пригласил меня остаться. Я сказал:«Никогда, никогда! Это в первый и в последний раз!»

Он сказал:«Это напоминает мне о том, что уже на про­тяжении веков буддийские монахи смеялись и шутили по поводу того, что Будда никогда больше не возвращался в Сарнатху. Он был здесь только раз, произнес свою первую проповедь и бежал!»

 Он много раз возвращался в другие места. Он, по крайней мере, тридцать раз был в Сравасти, по меньшей мере сорок раз — в Раджгире и так далее. Каждое место, где он бывал, он посещал снова и снова. Но в Сарнатхе он был лишь од­нажды. Он никогда больше не был в этом месте.

«И все это, — сказал монах, — из-за этих комаров. И вы тоже говорите, что не приедете сюда больше».

Я сказал:«По крайней мере, в этом одном я следую за Буддой. Я не могу ему следовать в другом—я должен быть сам по себе светом, но в этом я позволю быть светом ему!»

Я знаю, что это очень трудно, но вы должны учиться. Не отвлекайтесь! Это не значит, что вы позволяете кома­рам эксплуатировать вас! Защищайтесь любым возмож­ным способом — но без тревоги, без раздражения. Защищайтесь, избегайте комаров, стряхивайте их — но без раздражения. Они делают свое дело. И это нужно принять. Они не против вас лично. Все должны позавтракать, поо­бедать и поужинать, так что будьте вежливы. У вас есть все права, чтобы защищаться, но не нужно раздражаться. Раздражение вспугнет медитацию, а не комаров. Вы мо­жете спугнуть комаров медитативно, внимательно, будучи полностью бдительными, без раздражения. Попробуйте!

Настоящая проблема никогда не приходит снаружи, на­стоящая проблема всегда от внутреннего раздражения. На­пример, вы медитируете — и где-то лай собаки. Вы тут же сердитесь:«Эти глупые собаки». Но он делают это вовсе не для того, чтобы вспугнуть вашу медитацию, они просто радуются жизни! Может, они увидели полицейского или почтальона или саньясина! Собаки очень не любят уни­форму, они — антиуниформны. Как только они увидят униформу, они начинают лаять. Они не верят в униформы, и они преданы своей вере. Но они не пытаются спугнуть вашу медитацию. Комары занимаются своим делом. Вы должны защищать себя и заниматься своим делом, но не сердиться. Только раздражение является проблемой. А если вы можете не разражаться, если вы не отвлекаетесь всеми этими неудобствами, которые они причиняют, вы почувствуете по отношению к ним даже благодарность: они дали вам тайный ключ. Если вас не отвлекают комары, вас не сможет отвлечь ничто. Тогда вы пришли к очень устойчивому медитативному состоянию.

 

Медитация – это ничто иное, как возвращение домой, просто маленький отдых внутри. Это – не распевание мантры, это даже не молитва; это – просто возвращение домой и небольшой отдых. Медитация – это не хождение куда-то, это – просто бытие там, где вы есть; нет никого «где-то» – просто будьте там, где вы есть, просто занимайте только то место, где вы находитесь….

Хостинг от uCoz